Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Наши приложения

Наши соцсети

Телеграм Чат

Телеграм канал

Яндекс Дзен

Всенóщное бдение
 Глава пятая


Далее следует утреня (не утренняя, не утреняя, а именно утреня) в составе бдения.

Давайте взглянем на схему

 

1. После оканчивающего великую вечерню возгласа священника: "Благословение Господне на вас…" - и ответа хора: "Аминь" - следует Малое славословие (Часослов, стр. 43), состоящее их троекратного повторения Ангельской Рождественской песни: "Слава в Вышних Богу…" и двукратного "Господи, устне мои отверзиши…"

 

2. Следом сразу начинается чтение Шестопсалмия (Часослов, стр. 44-55. По традиции чтение Шестпсалмия совершается перед праздничной иконой, лежащей на центральном аналое), во время которого священник читает Утренние молитвы.

 

3. По окончании Шестопсалмия вновь произносится Великая ектения.

Повторюсь: тут все понятно. Открываем нотки и поем на каждое прошение: «Господи, помилуй», — внимательно слушая, чтобы не пропустить прошение «Пресвятую, Пречистую…», — на которое мы должны ответить: «Тебе, Господи», ну и не забываем про завершающий ектению возглас священника, на который отвечаем: «Аминь»

 

4. Далее вновь обратимся к схеме: видим, что после Великой ектении положено пение "Бог Господь" (Часослов, стр. 56). "Бог Господь…" поется по гласу следующего за ним тропаря. смотрим в БУ: На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й

В случае с нашим образцом это глас 8.

Я видел несколько способов исполнения  этого места богослужения. В служебнике четко прописано четырехкратное повторение "Бог Господь…", но применив нехитрые арифметические методы, мы узнаем, что кроме самого стиха "Бог Господь…" есть еще 4 стиха. То есть если хор начнет петь "Бог Господь…" после каждого стиха, включая первый, то получится пятикратное повторение. Какой выход: мы поем так, как указано в последованиях, которые составляет ваш покорный слуга. Наглядно можно увидеть на разбираемом нами примере: диакон возглашает: "Бог Господь…", - и следующий за ним стих: "Исповедайтеся Господеви…", - и только после этого стиха хор начинает первый раз петь: "Бог Господь…" и на остальные три стиха по разу, и получается в итоге четырехкратное повторение.

Другой вариант таков. Диакон возглашает: "Бог Господь…", - хор повторяет, затем после каждого из следующих трех стихов ("Исповедайтеся…", "Обышедше…" и "Не умру…") хор повторяет: "Бог Господь", а вот после последнего стиха: "Камень, Егоже небрегоша…", - хор сразу начинает петь тропари.

И еще один вариант (который мне не совсем нравится), когда после возглашения диаконом "Бог Господь…" хот тараторит четырежды, "Бог Господь…", - не останавливаясь и не слушая диакона, и сразу начинает тропари, а диакону, в свою очередь, ничего не остается, как перекрикивая хор, тараторить стихи на Бог Господь. (Почему не нравится? Да потому что каша получается. Но на вкус и цвет, как говорится, фломастеры разные.)

5. Как уже оказалось понятным из прошлого пункта, вслед за пением "Бог Господь", следует пение тропаря. Смотрим в БУ: На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла...».

Как мы должны уже запомнить гласовые службы дней недели даны в Октоихе. Туда мы и смотрим (Октоих, 2 том, стр. 463) , ища воскресный тропарь восьмого гласа. В Октоихе воскресные тропари (и Богородичны там же, запомним это) размещаются в конце великой вечерни.

Тропарь празднуемого святого, как и в 4 пункте 4 главы, находим в Минее, В нашем случае тропарь апостола находится в Минее Сентябрь стр. 736.

Далее. Мы запомнили, что Богородичен воскресный писан вслед за тропарем того же гласа в Октоихе в конце великой вечерни. В БУ регулярно встречается фраза: "по гласу «Славы»". Понятно что речь идет не об имени, хоть и написано с заглавной буквы, а о песнопении (в данном случае тропаре), которое поется после  "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу". В разбираемом последовании на "Слава" поется тропарь апостола на второй глас, значит и Богородичен будем искать в Октоихе в службе второго гласа в завершении великой вечерни (Октоих, 1 том, стр. 199). Более того, о. Сергий Ванюков (составитель БУ) оставляет и тут нам подсказку в виде первых слов Богородична, так что ошибиться становиться невозможно.

Дальше будет "Заход" и кафизмы, но не сейчас.