Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Наши приложения

Наши соцсети

Телеграм Чат

Телеграм канал

Яндекс Дзен

Всенóщное бдение
 Глава шестая

 

Закончили мы на воскресных тропарях по "Бог Господь".

Открываем схему

После окончания песнопения на "И ныне" сразу же поем "Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу"

Чтец оканчивает славословие: "И ныне, и присно, и во веки веков, аминь", и начинает читать положенные Кафизмы. Смотрим в БУ: "(а.) Кафизмы 2-я и 3-я. (б.) Малые ектении. (в.) Седальны воскресные."

 

а. На утрени воскресного всенощного бдения положено чтение второй и третьей кафизм, которые мы находим в Псалтири (стр 13 - 30).

В Псалтири мы видим, что кафизма делится на три части (по-гречески называющиеся статии), каждая из которых состоит из одного или нескольких псалмов, оканчивающихся красной надписью "Слава:". Потому эти части часто называют "Славы".

Надпись "Слава:" в конце первой (и второй) части говорит о том, что чтец в завершении статии возглашает "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу". А хор сразу начинает петь: "И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. (Трижды) Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу." И чтец заканчивает славословие как и в начале кафизмы: "И ныне, и присно, и во веки веков, аминь", и начинает читать вторую  (или, соответственно, третью) статию.

Надпись "Слава:" в конце третьей части (она же является концом кафизмы) говорит о том, что чтец читает: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже." (Трижды)

По такому же принципу читается и третья кафизма.

 

б. Следом за каждой кафизмой идет Малая ектения, состоящая из 3 прошений, на два из которых отвечаем: «Господи, помилуй», а на третье: «Тебе, Господи» и возгласа, на который отвечаем: «Аминь»

 

в. После малой ектении, по уставу положены Седальны, в нашем случае воскресные. Мы же помним, что гласовые песнопения по дням недели даны в Октоихе (часть 2, стр. 474-475), там, в самом начале утрени, мы и находим седальны по первом стихословии (кафизме), и по втором стихословии. Но! Обратим внимание в БУ, и находим ссылку следующего содержания: "По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди...»." Таким образом О. Сергий (составитель указаний) напоминает нам о том, что если после "Бог Господь" на "И ныне" не пелся Богородичен положенного гласа, а заменялся Богородичным другого гласа (по гласу тропаря, поющегося на "Славу"), или заменялся праздничным тропарем, то Богородичен положенного гласа должен быть прочитан (или спет) вместо Богородична на "И ныне" после первой кафизмы. БУ нам, великодушно, вновь и вновь, подсказывают первые слова песнопения: «Иже нас ра́ди...». Этот Богородичен мы находим в Октоихе (часть 2, стр. 463), в конце вечерни, следом за воскресным тропарем.