Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Наши приложения

Наши соцсети

Телеграм Чат

Телеграм канал

Яндекс Дзен

Всенóщное бдение
 Глава четвертая

Итак, мы остановились на возгласе "Буди держава...", который завершает главопреклонную молитву после просительной ектении. Смотрим схему

 

1. Далее следует Лития.

Заглядываем в БУ.

Цитирую: "На литии стихира храма и стихиры апостола, глас 1-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Возле́г на пе́рси...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со Отце́м и Ду́хом славосло́вимый...»"

Стихиры на литии, в отличии от остальных стихир (на "Господи, воззвах", "на стиховне", на Хвалитех") поются (читаются) без чередования со стихами псалмов.

Чаще всего (как и в нашем случае) первой стихирой поется одна из литийных храмовых стихир, которая берется из службы святого или праздника в честь которого освящен храм. Я бы посоветовал распечатать эту стихиру и даже заламинировать, ее, чтобы каждый раз не открывать храмовую службу ради одной стихиры. 

Следом за стихирой храма идут стихиры апостола, даны они в Минее, в нашем разборе это Минея Сентябрь стр. 734-735. Очень удобно, что в БУ часто (как и в данном случае на "Слава" и на "И ныне") даны первые слова стихир, которые мы и видим в Минее.

 

По окончании стихир диакон возглашает прошения, на которые мы отвечаем:

На первое ("Спаси, Боже...") - 40-кратным "Господи, помилуй" 

На второе ("Еще молимся о Великом...") - 50-кратным "Господи, помилуй" 

На третье и четвертое прошения - троекратным "Господи, помилуй" 

Следом на возглас священника ("Услыши ны...") отвечаем "Аминь"

Священник: "Мир всем", мы: "И духови твоему"

Диакон: "Главы наша...", мы: "Тебе, Господи"

Священник молится возгласно: "Владыко Многомилостиве Господи...", на что мы отвечаем "Аминь."

 

2. Смотрим схему, следом положены Стихиры на стиховне.

Смотрим в БУ"На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апо́столе Христо́в...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творе́ц и Изба́витель...»"

Разобрав ранее стихиры на "Господи, воззвах", мы помним, что стихиры исполняются в чередовании со стихами псалмов. Также и в данном случае будет чередование, но с той разницей, что первая стихира поется (читается) без предваряющего стиха.

Итак, стихиры воскресные гласа мы берем из Октоиха. (Второй том, стр. 462) Там же даны и стихи, с которыми чередуются стихиры.

На "Слава" видим подсказку - первые слова стихиры, берем Минею, видим на стр. 735 стихиры на стиховне. Нам сами стихиры не понадобятся, а стихи пока не понадобятся (они понадобятся на утрене, запомним это). Значит перелистываем и видим нужную нам стихиру "Апостоле Христов". 

Дальше интересно и нужно запомнить, что если на стиховне на "И ныне" положен Богородичен, то он, вне зависимости от гласа, берется из службы одного гласа со стихирой на "Слава" именно это скрывается за фразой из БУ: "Богородичен воскресный по гласу «Славы»". В нашем случае нужен Богородичен из воскресной службы 6 гласа. Ищем в Октоихе глас 6, в субботу вечера, на стиховне, у нас это стр. 175 второго тома Октоиха.

 

3. Подсмотрим схему, видим после стихир на стиховне указано "Ныне отпущаеши" и сразу после него "Трисвятое по Отче наш". Находим "Ныне отпущаеши" в Часослове на стр. 161. А под "Трисвятое по Отче наш" скрывается ряд молитв: Трисвятое ("Святый Боже…" трижды), Слава и ныне:, "Пресвятая Троице…", "Господи, помилуй" (трижды), Слава и ныне:, "Отче наш…".

 

4. Тропари по Трисвятом. Заглядываем в БУПо Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь апостола, глас 2-й (единожды).

Тропарь "Богородице Дево" находится в Часослове на стр.162. Тропарь празднуемого святого находим в Минее, В нашем случае тропарь апостола находится в Минее Сентябрь стр. 736.

Нужно заметить, что во время пения тропарей диакон трижды, с четырех сторон, кадит подготовленные для освящения хлебы, пшеницу, вино и масло. Поэтому нужно стараться петь так, чтобы на одно каждение вокруг подготовленного к освящению приходился один тропарь, не быстрее и не медленнее. Это будет очень красиво и чинно.

 

5. После тропарей по Трисвятом совершается благословение хлебов, предваряемое призывом диакона к молитве: "Господу помолимся", и нашим ответом: "Господи помилуй".

На молитву благословения хлебов "Господи Иисусе Христе..." мы отвечаем "Аминь."

 

6. И сразу же трижды поем "Буди Имя Господне..." (Часослов стр. 165) и половина 33 псалма: "Благословлю Господа... (до слов) ...не лишатся всякого блага" (Часослов стр. 125-126).

После 33 псалма священник благословляет из алтаря со словами: "Благословение Господне на вас...", - на что мы отвечаем: "Аминь"

И на этом заканчивается первая часть всенощного бдения, которая называется Великая вечерня (не вечерняя, а именно вечерня).